воскресенье, 17 августа 2014 г.

Магия и мистика воды



Родники
Культ воды и родников - кажется, самый архаический на земле культ. Это о нем писал Мирча Элиаде: “...уничтожить его не смогла ни одна религиозная революция; питаемый народным благоговением, культ вод оказался в конечном счете терпим даже христианством – после бесплодных гонений в средние века..." Собственно, в христианских текстах прямо назван "ангел вод" (Откр. 16:5), и это, кажется, вообще единственный упоминаемый ангел природных стихий.

Почитание водных источников в Европе прослеживается с эпохи Лужицкой культуры. Такой источник известен, скажем, на территории Польши. У бьющего из земли родника сделана каменная вымостка, причем в самом низу, под камнями и слоем ила лежали черепки и бронзовая булавка с лебединой шейкой гальштатского времени.


В “Истории войн” Прокопий Кесарийский отмечает: “...почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества, и приносят жертвы также и им всем…” Как именно чтут - об этом можно узнать из “Истории” Льва Диакона (X в.), где повествуется о захоронении павших русских воинов князя Святослава Игоревича у Доростола в 971 г.: “...они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра...” «…жруще озером и кладязем и рощением яко же прочии погани», - свидетельствует древнерусская летопись.


Христианство, несколько переосмысливая, вбирало в себя все языческие культы, не осталось в стороне и почитание источников (теперь именуемых "святыми"). Корни почитания источников имеются, скажем, в книге Бытия: “И копали рабы Исааковы в долине, и нашли там колодезь воды живой” [Быт. 26:19], Бог метафорически именуется источником: ”Меня, источник воды живой, оставили… ” [Иер. 2:13]. Пышным цветом эти идеи расцвели в Евангелиях, где Иисус именоваи "Источником воды живой".
































Комментариев нет:

Отправить комментарий