суббота, 12 мая 2012 г.

ЧТО МЕШАЕТ ЧЕЛОВЕКУ СТАТЬ БОГАТЫМ, ИЛИ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ




В молодости многие думают, что достижение богатства для них лишь вопрос времени. Как только они станут много зарабатывать и деньги польются рекой, - все их проблемы сразу разрешатся, и благосостояние будет расти год от года. Но, к сожалению, лишь единицы подходят к пенсионному возрасту с туго набитыми кошельками.

 Позвольте мне рассказать Вам историю, которая произошла со мной несколько лет назад. В то время я работала «вторым лицом» в одной частной фирме, зарабатывала легко и много. Так же как и тратила. Каждый день обед в ресторане и постоянно новые обновки. Я не думала о деньгах, они просто всегда были. Жила беспечно и старалась забыть о том времени, когда сидела в декрете. (Тот год был самым трудным в моей жизни. С мужем я рассталась еще во время беременности, и жили мы с сыном лишь на детское пособие, да на помощь матери, которая вкалывала на 2-х работах, чтобы только прокормить нас с ребенком).

 Как-то возвращаясь из ресторана, я заметила нищую старушку. Обычно я проходила мимо, не обращая внимания, поскольку всегда считала нищенство профессией. Но эта бабулька меня потрясла. Про такие случаи говорят - как гром грянул среди ясного неба, это было именно так.

 Чем же она так поразила меня?

 Обычная нищая старушка, каких тысячи, ничем особенно не привлекательная. Кроме одного. Она похожа на мою любимую бабушку! Черты лица, телосложение, возраст, - все это было мне так знакомо. Вы можете сказать – «Ну, и что такого, мало ли людей похожи друг на друга. Это ничего не значит». Конечно, Вы правы, и я сказала бы также. Но не в этом случае.

 Видите ли, я тоже очень похожа на свою бабушку! И, в оцепенении глядя на эту старушку, я увидела себя в старости. Ужас охватил меня, самый настоящий неподдельный ужас. Разыгравшееся воображение рисовало картины того, как моя беспечная молодость плавно перетекает в нищую старость.

 Именно в тот момент и произошел перелом в моем сознании. Впервые, я отчетливо осознала, как я живу, что делаю со своей жизнью. Поняла, что за то, какая старость мне предстоит, отвечаю только я сама. Поняла это не умом, а всем своим существом. Тогда я приняла твердое решение стать обеспеченной, и уделять своим деньгам самое пристальное внимание.

 Для чего я вспомнила эту давнюю историю? И, какое отношения она имеет к сегодняшней теме?

 Сейчас расскажу. Вы, верно полагаете, что после того потрясения, который я пережила, я сразу стала откладывать деньги, копить их для обеспечения своего безбедного будущего? Это ведь было бы логично, не правда, ли?

 Так вот, – я пыталась и неоднократно. Я старалась откладывать деньги, но почему-то всегда появлялись какие-то оченьнужносрочнопрямосейчасные расходы и мои накопления уходили на них. Чтобы понять наконец-то, что происходит с моими деньгами, я была вынуждена начать записывать свои расходы. Мне просто некуда было деваться. Но, увидев, сколько денег у меня уходит на всякую ерунду, типа перекусить на улице, купить новую блузку на один вечер и тому подобное, мне стало просто реально плохо, я посчитала себя такой транжирой, что просто забросила это занятие, чтобы не расстраиваться лишний раз.

Почему же, будучи неглупым человеком, и имея твердое намерение стать обеспеченной, я так и не смогла копить деньги и вести бюджет?

 Только спустя много лет и прочитав не один десяток книг про достижение успеха и процветания, я поняла, в чем дело. Оказывается, несмотря на то, что зарабатывать я стала намного больше прежнего - мои Финансовые Привычки НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ!!! Имея положительную привычку, - способность легко и быстро зарабатывать, я имела и дурную привычку, - легко и быстро тратить деньги. В балансе – ноль, равновесие.

 Решение вроде бы очевидно: надо взять свои отрицательные финансовые привычки (например, увлечение эмоциональными покупками) и изменить их на положительные финансовые привычки (например, рациональное планирование покупок). Таким образом сформировать у себя новую хорошую привычку взамен старой, ненужной. Однако, не все так просто.

Вам знакомо состояние, когда Вы не смогли удержаться от покупки, а вскоре пожалели о напрасной трате денег?

 Ругать себя за это часто бесполезно и даже вредно для здоровья. Потому, что какое бы мудрое решение Вы сейчас не приняли, Вы, скорее всего, впредь поступите точно также как и раньше.

 Чтобы пояснить свою мысль, позвольте привести небольшой отрывок из книги моего учителя, известного самарского психотерапевта Михаила Львовича Покрасса* «Освоение одиночества или о чем молчат любимым»

 «…Кран временной водопроводной колонки на даче – пуст. Малыш бесполезно воюет с краном. До отказа – вправо! До отказа – влево! От обиды и отчаянья готов все бросить и разревется. Куда крутить, чтобы хлынула вода?! Камня (он сам же его и приволок), который придавил гибкий соединяющий трубы шланг, малыш не видит. Шланг пережат. Куда ни крути – бесполезно. «Посмотри выше, малыш!»… и пошла вода! А ты боялся!

 Дураков – нет. Если мы все бьемся над одними и теми же вопросами и все не можем их разрешить, то может быть, не там и не то ищем? Выбрали безнадежный подход? Может быть, мы ищем, «куда крутить кран», когда надо посмотреть, где «пережали воду»? Может быть, сами «на шланг наступили». Не учитываем, не замечаем, не знаем чего-то главного в себе, в другом, вообще в людях?!....

 …«Я не настолько глуп, чтобы думать, что знаю причины моих поступков» - так говорил Заратустра. Но узнавать эти «причины… поступков» хочется неодолимо. Хочется, для того, чтобы выбирать свое будущее из разных возможностей, а не быть лишь жалкой жертвой не тобой составленного гороскопа.

 Оказывается, человек, как давно заявил об этом Авлипий Давидович Зурабашвили, - не «Homo sapiens» - разумный, но «Homo moralis» - нравственный, и в этом его специфика. В любых обстоятельствах, муках и трудностях все мы, зная об этом или не зная, во-первых, руководствуемся не выгодой, как мы часто ошибочно думаем, а мерками Добра и Зла. Не «презренной пользой», а Нравственным Чувством – совестью. И происходит это чаще безотчетно - «интуитивно»!... »

 Из этого напрашивается вывод, что человек НЕ МОЖЕТ делать то, что вступает в противоречие с его нравственным чувством – совестью. И если деньги для нас находятся в категории Зла – мы никогда не позволим себе (бессознательно) их иметь. При этом на уровне слов и мыслей мы можем быть искренне уверены, что любим деньги и хотим их. Но если денег у нас при этом нет, - это лишь еще раз подтверждает, что мы себя не знаем, не знаем причины своих поступков, не знаем свои ограничения и истинные потребности.

 Но наше главное ограничение и, одновременно, главный ресурс находится у нас между ушей. И если уж мы решаемся изменить свою жизнь, начинать, естественно, придется с изменения своего мышления и представления о самой себе.

Попробую подвести итоги:


 Многие полагают, что достижение богатства для них только вопрос времени, вот как только они станут зарабатывать много – деньги польются рекой. Но этого не происходит, потому, что их финансовые привычки остаются прежними. Никакие знания о том, что делать, чтобы стать богатым человеком, не будут работать, если не изменить свои финансовые ппривычки, свои поступки.


 Если нас не устраивает свое сегодняшнее финансовое положение, надо менять свои финансовые привычки.


 Но наши финансовые привычки отражают наше сегодняшнее представление о деньгах как зеркало. Чтобы изменить свои финансовые привычки, надо найти, что нас сдерживает, что является нашим внутренним барьером на пути к благосостоянию. Провести анализ своих страхов и сомнений по поводу денег.


 Исследуя свои внутренние (часто бессознательные) ограничения по поводу денег, понимая причины своего нынешнего финансового поведения, можно найти способы изменить их, переформулировать, перепрограммировать на позитив

 Но открытым остался вопрос о том, как же узнавать свои внутренние ограничения, как исследовать себя, как быть честной с собой, ведь мы так умеем себя обманывать?

Вам знакомо состояние, когда Вы не смогли удержаться от покупки, а вскоре пожалели о напрасной трате денег?

 Опять совет от М.Л. Покрасса.

 "…"По делам вашим узнаем вас"! Себя тоже узнаем не по мыслям.

 Если вы попробуете знакомиться с собой по принципу: "что делаю, то и хочу",то есть узнавать себя по вашим невольным делам, вы очень себе удивитесь! – знание своих "ненужных" или "запретных" желаний помогает избежать непозволительных действий и результатов. – Что вы будете делать, как поступать, это вопрос вашего выбора и меня, как психотерапевта мало интересует. Наш с вами предмет, - это то, что вами движет, - ваши хотения. Чтобы исследование не было опасным, отделите хотения от действий! Вы можете хотеть кого угодно (и что угодно), это еще не значит, что вы станете осуществлять хотение! Напротив, у вас появится возможность заметить, где вы следуете неосознанному прежде хотению невольно. Будет шанс, если сочтете нужным, прекратить невольное свое действие. К тому же вы сможете отличить, где предполагаемого вами хотения нет, и не было. Самой станет ясно, почему якобы желанное никогда и не осуществлялось. "

 Дерзайте, ведь еще Сократ завещал человеку: - "Познай себя!".

Елена Крутова

Комментариев нет:

Отправить комментарий